Первый визит в микву
Иветт Альт Миллер: доктор философии, мать и адьюнкт-профессор, живет в Чикаго. Автор книги: Angels at the Table: A Practical Guide to Celebrating Shabbat («Ангелы за столом. Практическое руководство
по празднованию Шабата»).

Щурясь от яркого солнца, я смотрела на одетых по-летнему гребцов и купальщиков вокруг. Друзья пригласили нас с мужем покататься на лодке, люди вокруг наслаждались прекрасным воскресным отдыхом. Мысли о религии казались такими далекими.


Важный звонок, и вот я уже обсуждаю концепции чистоты и святости по телефону.

В этот вечер планировался мой первый визит в микву (еврейский ритуальный бассейн), и я договорилась заранее пообщаться со служащей миквы. Глядя на загорающих рядом со мной, я представляла, как бы они удивились, знай они тему моего разговора.


До знакомства с миквой я была полна заблуждений об этой ключевой заповеди иудаизма. Я росла в светской семье и слышала разные страшилки о заповеди Торы, повелевающей замужним женщинам каждый месяц окунаться в ритуальный бассейн. Я слышала, что все миквы грязные, что работницы микв грубы и назидательны, что посещение миквы – нечто унизительное.

Сама идея казалась мне сплошным анахронизмом.


Тем не менее, мы с мужем расширяли границы нашего соблюдения: недавно мы перешли на кашрут и стали соблюдать Шабат. Я знала, что если мы серьезно настроены на соблюдение правил иудаизма в своем доме, чистота семейной жизни должна стать частью этого. Я неохотно набрала номер служащей местной миквы и назначила встречу. Я знала, что это жена раввина, что у нее много детей, и гадала, будет ли она скучной и неприятной.


“Жду тебя с нетерпением!” – поразил меня юный голос на том конце провода. Казалось, она совсем молодая и одень даже приятная. И это работница миквы?! Женщина терпеливо вела свой рассказ, пересыпая его шутками, и достаточно четко все описала, чтобы я представила, что ждет меня вечером в микве. Мое мнение стало меняться.

Кажется, это не будет так страшно и дико, как я боялась.


Когда я, наконец, приехала в микву поздно вечером, служащая провела меня в личную ванную комнату. Комната была просторной и чистой – совсем не тот ужас, что я представляла себе по тем историям. Она дала мне пушистый халат, стопку полотенец, показала полочки и ящички с туалетными принадлежностями (укомплектованные лучше моей собственной ванной). Мне нужно было принять ванну, снять украшения, контактные линзы, лак для ногтей и удалить все, что могло помешать мне полностью соприкоснуться с водой миквы, и – после всего этого – окунуться.


Оставшись в одиночестве, я смаковала «личное» время. Когда я в последний раз была наедине с собой, без обязательств, не концентрируясь ни на чем, кроме себя? Подготовившись, я позвала работницу миквы, и она проводила меня в микву – небольшой бассейн, напоминающий джакузи. Взглянув на него, я вспомнила, что Тору сравнивают с водой – она является источником жизни.

Чувство глубокой благодарности наполнило меня, когда я подумала о «будничном» чуде воды и жизни, которое я так часто принимала как должное.


Служащая отвернулась, когда я спускалась по ступенькам, затем проследила, что я полностью покрыта теплой водой, и я окунулась 3 раза. После первого окунания я произнесла благословение, знакомое еврейским женщинам всех поколений, восхваляющее Б-га, повелевшего нам окунаться в живые воды. Повторяя эти слова, я думала обо всех еврейских женщинах, которые соблюдали эту заповедь до меня. И вдруг меня осенило, что я – звено в этой мощной цепи, берущей начало на заре еврейской истории.

“Я могу дать тебе еще немного времени, если хочешь”, – сказала служащая после того, как я окунулась все три раза. «Некоторые женщины задерживаются, чтоб поговорить с Б-гом в микве».


Я провела несколько минут в одиночестве в особых живых водах миквы и поняла, что могу излить душу в молитве, как у меня никогда не получалось дома или в синагоге. Воды миквы очищают нас не физически, но духовно; в тот момент я ощутила невероятный, ранее незнакомый мне душевный подъем.


Вернувшись домой, я все еще ощущала этот подъем, и это придавало всему иной смысл. Иудаизм никогда не требует от нас отрешения от мира или отказа от земных удовольствий. Наоборот, евреям предписано обращать самые мирские действия в проводники святости. Поход в микву превратил обыденную близость с мужем в нечто глубинное и важное, ведь мы позволили божественным жизненным правилам повлиять на наиболее интимный аспект нашей жизни.

После того давнего летнего визита я побывала в миквах по всему свету. Построенные по единому еврейскому плану, они все казались очень знакомыми и гостеприимными, с небольшими различиями. Когда я была в иерусалимской микве в Рош ходеш (первый день нового месяца), меня тронуло, что служащая предложила мне понюхать ароматные травы, чтобы месяц был сладким. В другой микве работница сказала мне, что считает для себя честью помогать еврейским женщинам выполнять эту заповедь. Однажды я даже посетила микву класса люкс, с невероятно шикарными халатами. Я чувствовала себя как в фешенебельном СПА.


Еврейские женщины всегда играли уникальную роль в восприятии божественного в нашей жизни, в строительстве еврейских семей. Для меня поход в микву – способ вспомнить и оценить эту уникальную роль, которую мы играли на протяжении нашей истории и также сегодня, приводя святость и божественность в наши будни.

Даже не верится, что было время, когда поход в микву казался мне чем-то странным и пугающим или неактуальным. Теперь обновление отношений с Б-гом и укрепление отношений с мужем стало моим самым важным ежемесячным достижением. Я просто не могу представить жизни без регулярной духовной подпитки,

которую ощущаю в микве.

Источник — Chabad.org

Перевод с англ. — Дина Эйдельман

© Mikva.ru — переведено с разрешения Chabad.org