Тора как процесс
рождения
автор: Рав Авраам-Арье Тругман, ученик всемирно-известного каббалиста, рава Ицхака Гинзбурга. Основатель и директор еврейской образовательной организации Ор Хадаш

Тора является отражением бесконечной воли и мудрости Творца; интерпретаций Торы — бесчисленное множество.

В нашей традиции сохранились различные системы, уровни и «лица» интерпретации, действующие каждый в рамках собственной системы координат. Можно понять одну тему и увидеть, как она пронизывает всю Тору.


Одна из тем, проявляющаяся в Торе на многих уровнях — процесс рождения, идет ли речь о Вселенной, о человеке, или еврейском народе. Намек на эту идею можно отыскать, переставив ивритские буквы слова «Тора» (вав, тав, hей, рейш). Полученное слово «ве-таhар» (вав, тав, hей, рейш) означает «забеременеть».

Сотворение космоса можно рассмотреть в аллегорическом контексте — Б-г дает рождение миру. По каббале предпосылкой сотворения стал первичный акт цимцума, или «сжатия». Это действие в физическом мире находит отражение в том, как женщина создает внутри себя место, чтобы «посадить семя», чтобы дать плоду расти и питаться.


Перед самими родами женщина проходит чрез родовые схватки, разрыв плодного пузыря с животворящей амниотической жидкостью.


«Разрушение сосудов» относится к родовым мукам.

В ситуации с творением это соответствует изначальному «разрушению сосудов», которое произошло, когда первый поток света оказался чересчур велик для все еще «незрелых сосудов» творения. «Разрушение сосудов» привело к окончанию мира тоху, или «хаоса», проложив путь к нашему теперешнему состоянию реальности, в каббале называемому олам а-тикун, «мир исправления». В ситуации с родами, «разрушение сосудов» относится к родовым схваткам и разрыву плодного пузыря — необходимым стадиям фактического рождения ребенка.

Динамика Б-жественного творения, отраженная в интимном акте и процессе создания человеком новой жизни, связывает душу с ее Б-жественным источником, тем самым на глубоком уровне раскрывая понимание и реализацию принципа создания человека «по образу и подобию Б-га».


Древняя книга по каббале, «Тикуней Зоар», комментирует первое слово в Торе (берейшит, «в начале»), давая объяснение перестановкам букв в нем 70 различными способами. Это соответствует высказыванию мудрецов о том, что «у Торы 70 лиц» (Бемидбар Раба, 13:15). Как кристалл с множеством граней по-разному отражает свет под разным углом, так и Тора открывает мириады толкований и дает новое понимание в соответствии с постоянно меняющейся перспективой и духовным уровнем личности.


Тора открывает мириады толкований и порождает новое понимание.

Тема Торы, творения и рождения, а также 70 ликов Торы связана с обычаем для рожениц читать во время родов Двадцатый псалом, в котором 70 слов. Этот обычай также ассоциируется с высказыванием о том, что лань не родит, пока не прокричит 70 раз (Зоар, 3:249б). Эти 70 криков связаны с 70 еврейскими душами, которые спустились в Египет во время голода, охватившего землю Кнаан.


Всю историю изгнания и последующего избавления из египетского рабства, а также сорок лет пребывания в пустыне до вхождения в Землю обетованную можно рассмотреть различными способами в связи с рождением и развитием каждой отдельной души в частности и народа Израиля в целом. В данном контексте рассказ Торы о рабстве, избавлении и сорока годах в пустыне может быть непосредственно и лично связан с каждым человеком как аллегория его собственной жизни и экзистенциального состояния человека.


«А сыны Исраэля плодились и воскишели (во множестве своем), и умножились, и окрепли очень, чрезвычайно» (Шмот (Исход), 1:7). Время, проведенное в Египте, включая рабство, можно рассматривать как период беременности; народ Израиля рос в «утробе» другого народа. «И стенали сыны Исраэля от (тяжкой) работы и громко взывали» (Шмот (Исход) 2:23). В мироздании период рабства и унижения в Египте соответствует тьме перед рассветом. Исраэль, взывающий к Б-гу в страдании своем, сравнивается с началом 70 криков, а десять казней символизируют интенсивные родовые схватки (родовые муки), предшествующие рождению.


На самом деле, «рождение» еврейского народа можно понимать по-разному. После «беременности» в Египте и «родовых мук» казней, можно представить рассечение Красного моря, как разрыв плодного пузыря, а переход через море — как прохождение младенцем родовых путей. Благополучное прибытие Исраэля на другой берег олицетворяет фактическое рождение.


Также можно понять, что «рождение» народа произошло в ночь седера, когда мы вышли из рабства, а переход через море символизирует завет обрезания. Выход Исраэля из Египта и переход через море есть проявление особого завета между Б-гом и еврейским народом, а утопление египтян — обрезание крайней плоти как проявление знака завета.

Это сравнение с рождением таким же образом можно рассмотреть как часть большего, сорокалетнего цикла в пустыне перед приходом в Землю Израиля. Эти сорок лет соответствуют сорока неделям беременности, и пустыня служит в качестве благоприятного для роста подобного матке окружения.


Сорок недель в пустыне соответствуют 40 неделям беременности

Манна, которую посылал Вс-вышний в пустыне, облака славы, защищавшие евреев днем и ночью, а также таинственный колодец, который шел за ними следом – все это представляет собой абсолютно защищенное пространство, практически, как материнская утроба. Так же, как мы рассматривали переход через Красное море, как рождение нации, таким же образом можно рассмотреть переход через реку Иордан и приход в Землю Израиля после сорока лет в пустыне. Каждая из вышеприведенных аллегорий с рождением прекрасно работает в своем контексте. Тот факт, что одну и ту же тему рождения можно так по-разному рассмотреть, указывает на ее важность.


«Беременность» — сорок лет в пустыне — ассоциируется с сорока сэа, мерой объема, необходимого, согласно еврейскому закону, для кошерной миквы, ритуального бассейна. Одним из глубоких смыслов погружения в микву является погружение в воду, как в энергию околоплодных вод, в которых человек духовно меняется и «перерождается». Эту идею наиболее ярко иллюстрирует история разрушения и «перерождения» мира во время потопа, когда дождь шел сорок дней и сорок ночей.


Тора говорит, что мы каждый день должны помнить о выходе из Египта, и поэтому связанные с ним стихи входят в наши ежедневные молитвы. В утренней молитве мы читаем Песнь моря, которую неожиданно запел весь народ Израиля после чудес и избавления у моря. Ежедневно вспоминая об этой истории, мы понимаем, что в каждом дне присутствует тот же процесс беременности и родов, изгнания и освобождения. Каждый день мы сталкиваемся с новыми препятствиями и задачами; поэтому мы должны постоянно преодолевать барьеры, олицетворяемые Египтом, и призывать на помощь веру и внутренние силы для преодоления внешних и внутренних окружающих нас препятствий.

Другое проявление темы постоянного духовного перерождения в ежедневных молитвах мы находим в словах: «Он в доброте Своей каждый день, постоянно обновляет Творение». Творение не произошло в один момент, однако в одно мгновение Творец обновляет и дает жизненную силу вселенной. Через связь с этой реальностью мы тоже, в каком-то смысле, перерождаемся и проходим через обновление каждый день. Каждое утро, проснувшись, мы благодарим Б-га за возвращение нашей души. Мы также читаем благословение «возвращающий души мертвым телам», напоминающее, что сон — «одна шестидесятая смерти» (Брахот 57б). Это высказывание и благословение помогают нам установить контакт с б-жественной реальностью постоянного обновления и возрождения, проявляющихся каждое мгновение, настраивая нас на ритм б-жественной реальности.


Нам заповедано уподобляться Б-гу

Теперь мы можем осознать, почему первая мицва в Торе — «плодитесь и размножайтесь» (Брейшит (Бытие) 1:28). Наилучшая возможность приблизиться к пониманию Б-жественного творения и Его отношения к миру — через процессы возбуждения, сближения, беременности и родов, а также прекрасной ответственности и привилегии — воспитания детей. Нам заповедано уподобляться Б-гу; так же, как Он милосерден, мы должны быть милосердны, и так далее (Дварим (Второзаконие) 11:22; Шабат 133б; Сота 14а). Нет лучшего способа уподобления Творцу и изучения путей Его, чем на своем опыте прочувствовать процесс рождения, начиная с первого возбуждения и до воспитания детей, ибо мы названы «детьми Б-га».


Другая аллюзия на процесс родов в нашей традиции — в выражении «родовые муки Мошиаха». На определенном уровне мы можем представить всю историю как мир в состоянии беременности, в ожидании рождения исправленного состояния реальности. Родовые муки, предшествующие эпохе Мошиаха, являются естественным этапом развития, необходимым для рождения «нового» мира. Согласно традиции, Мошиах родится в Тиша бе Ав, девятое ава, день траура и поста, установленный в память о разрушении обоих Храмов и многих других трагических событий еврейской истории (Иерусалимский Талмуд, Брахот 2). Девять дней с 1 по 9 ава символизируют 9 месяцев беременности, а разрушение Храмов соответствует «родовым мукам» и «разрушению сосудов», описанному выше.


Процесс изгнания и искупления, беременность и рождение — это то, что каждый человек переживает на повседневном уровне и на протяжении всей жизни в своем личностном развитии. Он также служит основой всей еврейской истории, которая, в свою очередь, служит аллегорией для всего человечества. В конечном итоге, этот процесс завершится родовыми схватками перед приходом Мошиаха, который послужит своего рода «акушеркой» нового порядка в мире и б-жественного сознания, рождения нового дня для всего человечества.

Источник — Chabad.org

Перевод с англ. — Дина Эйдельман

© Mikva.ru — переведено с разрешения Chabad.org