Клятва родителей

Алтер Ребе начинает книгу Тания, цитируя следующее изречение наших мудрецов: «Заклинают его – будь праведником и не будь грешником».

Здесь ставится известный вопрос: кто тот, кто клянется? ...


Мой святой тесть, [предыдущий] Ребе, однажды объяснил, что приведенное выше выражение намекает на тот факт, что этот обет на самом деле исходит (также) от родителей каждого ребенка, обязывая их гарантировать, что ребенок вырастет «праведником», а не «грешником». То есть родители должны вести себя так, чтобы быть уверенными, что их потомство будет «праведным». Конечно, ребенок вырастает, обретает самостоятельность, ему предоставляется свобода выбора между добром и злом. Однако наши мудрецы говорят нам: «Наставь юношу на путь его, и он до старости не уклонится от него». На родителей возлагается ответственность направить ребенка на праведный путь, чтобы и во взрослом возрасте он продолжал жить таким же образом.


Тем не менее, в дополнение к воспитанию ребенка после его рождения, есть также влияние, которое родители оказывают на него до рождения посредством соблюдения таарас амишпаха (чистоты семейной жизни). Это гарантирует состояние духовной чистоты.


Кроме того, Тания учит, что неотъемлемая составляющая натуры ребенка, а именно его левушим — «одежды» (т.е. внутренняя сущность мыслей, речи и действий), определяется уровнем духовности родителей во время его зачатия.


То же самое относится к их общему образу поведения: родители должны обеспечить, чтобы леумат зэ (противоположность святости) не имело абсолютно никакого господства и влияния в их частной жизни. В этом заключена обязанность воспитать детей таким образом, чтобы они были «праведниками», а не «грешниками».


Мой святой тесть, [предыдущий] Ребе, однажды провозгласил, что ответственность за все святое в еврейском народе Тора передала в руки еврейских женщин.

Источник — (Сиха, Кислев 19 5721, The Rebbe’s Holy Care, выпуск 3)